Прошли времена богатырей управляющих могучими «КрАЗами» и «Лазами», которые не имели помощника, который подкручивает руль. Сейчас даже на малолитражки устанавливают электромеханический усилитель руля. Но если на грузовые автомобили устанавливается гидравлический усилитель, то на легковые в основном электрические. Такие усилители подразделяются на две категории: гидроэлектрический и электромеханический. Электрогидравлический усилитель представляет собой гидравлический усилитель с приводом гидронасоса от электродвигателя. Получил широкое распространение в основном в троллейбусах и автобусах «Лаз». В первом случае нет другого способа для привода маслонасоса, а во втором случае двигатель находится на большом расстоянии от двигателя, и проводить маслопровод большого давления не безопасно.
Электромеханический усилитель руля (ЭМУ) представляет собой электродвигатель вращение, которого добавляет усилие при вращении руля. Различают два типа таких усилителей отличающихся по передаче усилия от электродвигателя: на вал рулевого колеса или на рулевую рейку. В свою очередь тип электромеханического усилителя с передачей на вал подразделяются на прямой привод и через червячный редуктор. Преимущество электромеханический усилитель руля с приводом на рулевую рейку заключается в расположении привода вне салона автомобиля. В то же время применение ЭМУ на вал рулевого колеса не требует больших переделок и возможна его установка на автомобили ранее не оборудованные усилителем на заводе. Усилие на вал рулевого колеса от электродвигателя усилителя так же может передаваться через червячный редуктор. Так же может применяться электромеханический усилитель руля с прямым приводом,который не имеют червячного редуктора. В этом случае электродвигатель располагается место верхней части вала, непосредственно после рулевого колеса, и вал якоря является частью вала рулевого колеса. Это позволяет устанавливать его с наименьшими переделками и ЭМУ занимает меньше места, например при установке электромеханический усилитель руля 2114. В состав ЭМУ входит датчик угла поворота рулевого колеса, блок управления ЭМУ, датчик момента поворота, электродвигатель. Кроме этого блок управления ЭМУ соединяется с контроллером управления двигателем автомобиля, получая от него данные об оборотах коленчатого вала и скорости автомобиля. Принцип работы всех электромеханических усилителей одинаковый. При повороте рулевого колеса, расположенный на его валу датчик начинает вырабатывать сигнал, передающийся на блок управления усилителем. Кроме этого на блок управления поступает сигнал с датчика момента поворота, при его наличие, установлен в месте соединения вала рулевого колеса с шестернёй. От контроллера управления двигателем ЭМУ получает данные о скорости автомобиля и оборотах двигателя. После обработки данных блок даёт команду на поворот электродвигателя на определённый угол или количество оборотов, в зависимости от типа усилителя. Некоторые блоки управления усилителей так же контролируют угол и усилие поворота самого электродвигателя. Кроме этого усилие зависит от скорости автомобиля, чем больше скорость движения, тем меньшее усилие создаётся приводом усилителя. Максимальное усилие создаётся при парковке автомобиля, когда рулевое колесо выкручивается на малой скорости или на месте. Преимуществом ЭМУ перед гидроусилителем руля является его работоспособность при буксировке транспортного средства с неработающим двигателем. Электромеханический усилитель руля в этом случае остаётся в работоспособном состоянии, если напряжение аккумуляторной батареи не ниже 9В. Благодаря электронному управлению ЭМУ может обеспечивать ещё некоторые функции, такие как обратное подруливание при заносе, выравнивание перекоса, корректировка прямолинейного движения и так далее. В германии так же проводились испытания системы управления автомобилем без участия человека, в которой ЭМУ полностью управляла направлением движения.