Катушка зажигания, применяемая на автомобилях, имеют два вида отличающиеся магнитопроводом, который может быть разомкнутый ли замкнутый. При контактной и бесконтактной системе зажигания применяются в основном автотрансформаторное соединение обмоток. Это позволяет уменьшить количество выводов, а последовательное соединение обмоток позволяет накапливать напряжение в первичной обмотке для участия её в создании высокого напряжения и первичной обмотке. При электронном зажигании применяются катушки с трансформаторной связью, что предотвращает воздействие всплесков напряжения при работе на контроллер. Катушки так же бывают маслонаполненные и сухие. Маслонаполненная катушка зажигания состоят из корпуса служащего для размещения в нём сердечника и катушек, залитых трансформаторным маслом для охлаждения. Сердечник катушки набран из электротехнической стали. На сердечнике разлагается изоляционная втулка, на которую наматывается вторичная обмотка, состоящая из 16-40 тысяч витков провода диаметром 0,06-0,09 мм. На вторичную обмотку через изолирующую прокладку наматывается первичная обмотка, имеющая 260-330 витков проводом диаметром 0,5-0,9мм. Один конец вторичной обмотки крепится к латунной втулке, куда вставляется высоковольтный провод, а второй к клемме, соединяющейся с массой через контакты прерывателя или транзистор коммутатора. Катушки и сердечник изолированы от корпуса керамическим изолятором. Вокруг кожуха располагается витой магнитопровод увеличивающий индуктивность катушки.
При электронном зажигании применяются сухая катушка зажигания с замкнутым магнитопроводом и трансформаторным соединением обмоток. Эти катушки имеют меньший размер и количество провода расходующийся при изготовлении, а замкнутый магнитопровод позволяет накопить энергию в меньшем объёме. На последних моделях автомобилей такие катушки располагаются непосредственно на свечах зажигания, что позволяет более гибко регулировать время воспламенения смеси. Магнитопровод катушки набранный из электротехнической стали толщиной 0,35мм и вопреки названию не является полностью замкнутым, а имеет зазор 0,3-0,5мм. Вторичная обмотка наматывается на пластмассовый каркас, что снижает возможность межвиткового пробоя и уменьшает её емкость. Катушки помещаются в пластмассовый корпус и заливаются эпоксидным компаундом. Катушка зажигания 406 имеет, два высоковольтных вывода к которым крепятся концы вторичной обмотки.
Катушка зажигания достаточно надёжная конструкция и выходит из строя очень редко. Основной неисправностью является обрыв вторичной обмотки, пробой крышки и витковое замыкание катушек. Наличие трещины прогара свидетельствует о пробое крышки. Витковое замыкание и обрыв можно определить, замерив сопротивление катушек.
Марка катушки | Сопротивление первичной обмотки, Ом | Сопротивление вторичной обмотки, кОм |
Б-114 | 0,37-0,41 | 21,5-23 |
Б-115 | 1,86-2 | 8,3-9,2 |
Б-116 | 0,78-0,79 | 15,6 |
Б-117 | 3,1-3,3 | 6,3-9,2 |
27.3705 | 0,4-0,5 | 4,5-5,5 |
29.3705 | 0,45-0,55 | 11 |
30.3705 | 0,4-0,55 | 6,3-6,4 |
а — маслонаполненная катушка зажигания с разомкнутым магнитопроводом; б — сухая катушка зажигания с замкнутым магнитопроводом; 1 — крышка; 2 — корпус; 3 — магнитопровод; 4 — вторичная обмотка; 5 — первичная обмотка; 6 — керамический изолятор; 7 — наборный сердечник; 8 — низковольтный вывод; 9 — высоковольтный вывод; 10 — масло