Проверка аккумулятора автомобиля необходима при эксплуатации автомобиля если стартер начинает при пуске двигателя проворачивать коленвал медленнее, чем хотелось бы, и Вы теряетесь в догадках, в чём причина.
Если соседи по гаражу советуют менять стартёр, генератор или аккумулятор ссылаясь на то что «У меня было то же самое!!!». Вооружитесь ареометром или плотномером и вольтметром.
Проверка работы генератора.
Проверка аккумулятора начинается с проверки работы генератора и способность его заряжать аккумулятор. Сделать это довольно просто, достаточно замерить напряжение на клеммах батареи при средних оборотах коленчатого вала и включенных потребителях. Напряжение при этом не должно быть меньше 13,5 и больше 14,5, в противном случае неисправен генератор.
Проверка стартера.
Если зарядка в норме, то необходимо проверить работу стартера. Для этого необходимо проверить напряжение на клеммах аккумулятора при включении стартера. Напряжение не должно падать ниже 9В в течение 5 секунд.
В случае, когда напряжение при пуске нормальное, а стартер крутит медленно, то необходимо проверить контактные соединения проводов на стартере, массе двигателя и состояние самого стартера. При падении напряжения необходимо провести проверку аккумулятора.
Проверка аккумулятора автомобиля.
Для проверки аккумулятора автомобиля необходимо проверить напряжение на клеммах нагрузочной вилкой. Если такой в наличие нет, а батарея установлена на автомобиле, достаточно проверить напряжение на клеммах при включенном дальнем свете фар. При этом не допускается быстрого падения напряжения.
Если напряжение падает быстро, то аккумулятор с машины необходимо снять и произвести зарядку на стационарном или бытовом зарядном устройстве. Заряд необходимо продолжать в течение двух часов, после прекращения увеличения плотности электролита.
Не ранее чем через час после прекращения заряда необходимо провести проверку состояния батареи. О состоянии батареи можно судить по расчётному и фактическому ЭДС аккумулятора. Фактическое значение ЭДС аккумулятора равняется напряжению на его клеммах, а расчётное сумме плотности всех банок, приведённых к температуре 20 гр.С. и коэффициента 5,04.
Если фактическое значение ЭДС больше его расчётного значения, то пластины аккумулятора за сульфатированы, то есть поры мастики закрыты плёнкой из сульфата свинца. Эта плёнка препятствует попаданию электролита к активному веществу что приводит к снижению ёмкости. Ещё один признак сульфатации быстрый заряд и быстрый разряд аккумулятора.
При значении расчётного значения выше фактического говорит о наличие замкнутых пластин из-за высыпания с них активной массы. Чаще всего это происходит в одной банке батареи. Во время заряда электролит в такой банке начинает кипеть практически сразу, а после заряда происходит саморазряд батареи.
Чем больше разница этих значений, тем серьёзней неисправность.
Кроме того при проверке аккумулятора необходимо обратить внимание на состояние верхней крышки. При эксплуатации на ней образуется плёнка из паров электролита способная закоротить между собой выводы. Это способствует усиленному саморазряду батареи. Для проверки достаточно расположить щупы вольтметра на корпусе вблизи выводов и замерять ЭДС. Его значение должно равняться нулю, в противном случае необходимо промыть крышку раствором соды.
При значениях ЭДС ниже 9,5В возможно «засыпание» аккумулятора, то есть он перестанет заряжаться. Вывести его из этого состояния можно только применением большого тока заряда, что в свою очередь может привести к осыпанию активного вещества с пластин и их закорачивание.
Эксплуатация автомобильных аккумуляторных батарей.
Для бесперебойной и долгой работы аккумулятора не допускайте глубокого разряда аккумуляторной батареи ниже 9,5В. при разряде аккумулятора на 25% зимой и 50% летом, он должен быть снят с автомобиля и заряжен. Не допускайте длительной эксплуатации и хранения аккумулятора с неполным зарядом. Это приводит к сульфатации пластин.