Код неисправности 053, неисправность датчика положения коленвала, заносится в оперативную память контроллера при обрыве или замыкании на массу, или источник питания сигнальных проводов или экранирующей оболочки проводов датчика, нарушении соединения датчика и жгута проводов, неисправности датчика или блока управления двигателем, неисправность высоковольтной части системы зажигания, нарушение зазора между датчиком и диском синхронизации, повреждение диска, ослабление его крепления. Если код неисправности ГАЗ 053 (Микас) фиксируются совместно с кодами неисправности 054, 023 или 024, то возможно имеет место неправильное подключение датчика или перемагничивание его в процессе эксплуатации.
При появлении этой неисправности в первую очередь необходимо проверить состояние жгута проводов и проводов от датчика до соединения со жгутом. Обратить особое внимание на повреждение изоляции в результате трения и оплавление из-за соприкосновения горячими деталями двигателя. Так же следует обратить внимание на состояние диска синхронизации, наличие на нём излома зубьев, ослабление крепления и проворот относительно ступицы. Для проверки следует выкрутить свечу первого цилиндра и установить верхнюю мёртвую точку. Чувствительный элемент датчика должен находиться между 19 и 20 зубом диска при начале отчёта от промежутка синхронизации, отсутствующих двух зубьев. Количество зубьев должно равняться 58.
Неисправность датчика положения коленвала может заключаться в обрыве обмотки, перемагничивании в процессе эксплуатации или в потере его чувствительности. Во всех указанных случаях датчик требует замены. Для проверки целостности обмотки необходимо проверить сопротивление между выводами датчика 1 и 2. Показание омметра должно быть в пределах 300-500 Ом. Если обмотка датчика целая, его следует проверить на чувствительность. Для этого следует замерить переменное напряжение между выводами 1 и 2 в момент прокрутки коленвала стартером. При оборотах не ниже 200 об/мин, показание вольтметра не должно быть меньше 1В. если напряжение ниже указанного, то следует наборным щупом проверить зазор между датчиком и диском синхронизации. Величина зазора должна быть в пределах 0,5-1,2 мм. изменение зазора может быть вызвана повреждением корпуса датчика или кронштейна на передней крышке двигателя. Величина от плоскости прилегания к кронштейну, до торца чувствительного элемента датчика равна 24 мм. Если зазор не соответствует норме, следует устранить причину. При нормальном зазоре датчик следует снять и очистить от грязи. Подключите вольтметр постоянного тока между выводами 2 «+» и 1″-» кабеля датчика, резко приблизьте к торцу датчика стальной предмет, например, жало отвёртки, если при этом показания вольтметра будут иметь положительное значение—полярность датчика правильная и он исправен. В противном случае датчик следует заменить.
На появление кода неисправности 053 может повлиять помехи, создаваемые высоковольтной частью системы зажигания. Эти помехи могут создаваться из-за наличия обрыва во вторичной обмотке катушки зажигания, высоковольтных проводах, а так же из-за наличия пробоя катушки или высоковольтного провода на массу автомобиля. Для проверки целостности катушки необходимо проверить сопротивление между её высоковольтными выводами. Его значение должно быть около 13 кОм. Сопротивление высоковольтных проводов зависит от их производителя. При проверке необходимо сравнить сопротивление всех проводов. Высоковольтный провод, сопротивление которого значительно больше остальных, имеет обрыв. При сравнении сопротивления надо учитывать отношение длин, чем длиннее провод тем больше его сопротивление.
Если при проведении вышеуказанных действий неисправность не была обнаружена, а код неисправности ГАЗ 053 (Микас) остаётся, то возможно неисправен контроллер или провода, соединяющие его с датчиком. Для проверки необходимо отключить жгут проводов от датчика и контроллера. Мультиметром в режиме омметра проверить замыкание сигнальных проводов между собой и экранирующей оплёткой. Для этого замеряем сопротивление поочерёдно между всеми выводами разъёма. Сопротивление должно соответствовать бесконечности. Для проверки замыкания сигнальных проводов на корпус, следует проверить сопротивление между массой двигателя и выводами 1 и 2 разъёма датчика. Чтобы исключить замыкание на источник питания сигнальных проводов, необходимо проверить напряжение при включенном зажигании между минусовой клеммой аккумулятора или массой двигателя и выводами 1 и 2. При наличие напряжения, найти и устранить замыкание на источник питания соответствующего провода. Целостность сигнальных проводов и экранирующей оплётки проверяется замером сопротивления между выводами разъёма датчика и соответствующими выводами разъёма контроллера, то есть между выводами 1 и 48, 2 и 49, 3 и 61. Внимание!!! Во избежание порчи контроллера, отключение контроллера от жгута проводов должно осуществляться только при выключенном зажигании и отключенном аккумуляторе.
Если при проверке датчика, системы зажигания, диска синхронизации и жгута проводов, неисправность не обнаружена, то неисправен контроллер.