Для контроля работы агрегатов автомобиля используются информационно-указательные приборы, которые преобразуют сигналы с датчиков в визуальную информацию для водителя. Наиболее распространённые из них трёхобмоточные логометры. Их большое применение обусловлено увеличенной шкалой, угол которой составляет до 120-160 градусов. Логометр имеет три обмотки, две из которых находятся на одной линии и намотаны встречно друг другу, а третья располагается перпендикулярно первым двум. В магнитном поле обмоток располагается постоянный магнит, вращающийся вокруг своей оси, к которому прикреплена стрелка. Магнит устанавливается в направлении действия суммарной магнитодвижущей силы обмоток. Принцип действия прибора заключается в следующем. При проходе тока через обмотки L2 и L3 создаётся постоянная магнитодвижущая сила равная произведению силы тока, проходящего через катушки и постоянного сопротивление RT, на число витков катушки. В тоже время катушка L1 создаёт переменную магнитодвижущую силу величина, которой зависит от тока, проходящего через обмотку и переменное сопротивление датчика. Магнитодвижущие силы обмоток L1 и L2 направлены встречно, что приводит к взаимокомпенсации. На рисунке показана векторная диаграмма, на которой FY – вертикальная магнитодвижущая сила FX – горизонтальная магнитодвижущая сила, F – геометрическая сумма FX и FY относительно которой устанавливается магнит. Сила FY постоянная и соответствует магнитодвижущей силе F3, создаваемая катушкой L3. Сила FX образуется двумя силами F1 и F2 , создаваемые катушками L1 и L2 соответственно. Так как витки катушек намотаны встречно, поэтому магнитодвижущие силы создаваемые катушками так же направлены в противоположные стороны, следовательно FX=F1-F2. Когда сопротивление датчика изменяется, изменяется ток, проходящий через катушку L1 ,что приводит к изменению магнитодвижущей силы FX и следовательно, направление вектора геометрической суммы FX и FY, что приводит к повороту магнита вокруг соей оси. Возврат стрелки осуществляется за счёт неподвижного магнита.

Основным преимуществом логометра является независимость его от напряжения в бортовой сети автомобиля. При изменении напряжения возрастает ток, проходящий через катушки, но он увеличивается во всех катушках на одинаковую величину, что не изменяет результирующие. Кроме того последнее время появились логометр с переключением обмоток электронной схемой, позволяющий увеличить шкалу почти до 360 градусов.

admin 06/07/2011
Система Orphus
«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CTRL+ENTER» "Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях"