Микропроцессорная система зажигания начала устанавливаться на автомобили с середины 80-х годов. Основным преимуществом этой системы является регулировка угла опережения зажигания по множеству параметров и отсутствие необходимости её регулировки в эксплуатации. В состав микропроцессорной системы зажигания входит микро-ЭВМ, коммутатор, катушка зажигания, высоковольтные провода и свечи.Микропроцессорная система зажигания работает на основе логической микросхемы, которая получает данные с датчиков, установленных на двигателе и согласно установленной в нём программе даёт сигнал на коммутатор который в свою очередь управляет работой катушек зажигания.
Основным параметрам, которым руководствуется контроллер при расчёте момента искрообразования является частота коленчатого вала данные о них он получает с датчика угловых импульсов расположенном в корпусе картера маховика, считывая импульсы с зубчатого венца, либо над шкивом коленвала, который в этом случае имеет задаточный диск с зубьями. Если датчик угловых импульсов находится со стороны маховика, то там же устанавливается датчик начала отчета, для которого в этом случае устанавливается штифт в маховике. При установке датчика над шкивом коленвала датчик начала отчёта не применяется, а синхронизация происходит по промежутку синхронизации, одному отсутствующему зубу. Эти датчики являются основными при работе микропроцессорной системы зажигания. По их показаниям контроллер определяет, вращается коленвал двигателя или нет и с какой скоростью. При выходе из строя этих датчиком двигатель не заведётся. Остальные датчики необходимы для коррекции зажигания при разных параметрах работы двигателя. На разных автомобилях может применяться различный набор датчиков. В основном используются датчики температуры охлаждающей жидкости и воздуха, положения дроссельной заслонки, разряжения во впускном коллекторе и датчик детонации. При выходе из строя этих датчиков расчёт угла опережения зажигания осуществляется по запасному алгоритму на основании остальных датчиков. Коммутатор в микропроцессорной системе зажигания двух контурный и управляет работой двух катушек, в четырёхцилиндровом двигателе, которые генерируют искру попарно на две свечи зажигания. Но также может применяться одноконтурный коммутатор, который управляет одной катушкой зажигания, но в этом случае для распределения напряжения по свечам применяется трамблёр, в котором так же устанавливается датчик угловых импульсов. В этом случае есть некоторая сложность в установке зажигания. Коммутатор не редко выполняется совместно с микропроцессором.