Если на автомобиле, особенно с кондиционером, пропала зарядка то необходимо обратиться в сервис. Причина в том, что при снятии генератора бывает необходимость отсоединение шлангов от насоса кондиционера. В этом случае после установки всего на место понадобится заправка автокондиционера, что невозможно сделать самостоятельно без дополнительного оборудования. Но если отключение кондиционера не нужно, а до сервиса далеко, то можно попробовать произвести ремонт генератора самостоятельно.
Проверка генератора на автомобиле
Перед снятием генератора для производства ремонта необходимо определить вероятную причину неисправности. Для этого потребуется вольтметр или мультиметр для замера напряжения на клеммах аккумулятора. Ни в коем случае не проверяйте исправность генератора путём снятия клеммы с аккумуляторной батареи, это может привести к выходу из строя электронных блоков автомобиля. Для проверки необходимо замерить напряжение на клеммах аккумулятора при средних оборотах двигателя без включения и с включенной нагрузкой. В качестве нагрузки достаточно включить дальний сват фар, за исключением случаев применения в фарах светодиодных ламп. Напряжение не должно выходить за пределы значений 13,5 – 14,5В. Если напряжение выше допустимого максимума, то неисправен регулятор напряжения или плохой контакт с корпусом генератора его минусового контакта. Так же регулятор чаще всего неисправен при полностью отсутствующей зарядке, то есть если напряжение на аккумуляторе при работающем двигателе не поднимается совсем. Если напряжение без включения нагрузки нормальное, но при включении нагрузка падает, при этом приводной ремень не изношен и натянут, то вероятнее всего пробит один или несколько диодов выпрямительного блока. Подробно как проверить генератор можно прочитать в статье «Неисправность генератора».
Неисправен регулятор напряжения
.
В современных генераторах регуляторы напряжения встроены в генератор, то есть находятся внутри корпуса. Для проверки и замены необходимо снять генератор, разобрать его и проверить исправность регулятора напряжения, собрав соответствующую схему. В некоторых случаях, например на автомобиле «Газель», переднеприводных ВАЗов с генератором КАТЭ, снятие и проверку регулятора напряжения можно произвести, не снимая генератор, для этого достаточно снять заднюю пластиковую крышку. Для проверки регулятора необходим источник питания с переменным напряжением от 12 до 16 В. В качестве источника питания можно использовать заряженный аккумулятор и две батарейки по 1,5 В, подключаемые последовательно с аккумулятором. Для проверки надо собрать простенькую схему, но это утверждение не подходит для всех регуляторов. На некоторых импортных генераторах для работы регулятора необходим о переменное напряжение от обмотки статора. Схемы проверки некоторых регуляторов изображены на рисунке, подробно можно прочитать в статье «Проверка Регулятора Напряжения». Если напряжение источника питания 12В, то подключенная лампа должна гореть, при напряжении источника больше 14,5В. лампа гореть не должна. При отклонении от номы при проверке регулятор напряжения необходимо заменить.
Неисправность диодного моста.
Наличие заряда при отключенной нагрузке и пропадание при её включении характерно для неисправности одного или нескольких диодов выпрямителя (диодного моста). Проверить можно при помощи мультиметра или контрольной лампы. При проверке с помощью мультиметра необходимо замерить сопротивление между плюсовым выводом диодного моста и его корпусом при различной полярности. При справном выпрямителе значение при одном положении должно быть равно 1, а во втором порядка 1,5 – 2 кОм. Так же можно проверить и отдельно каждый диод, как показано на рисунке. Значение при исправном диоде в одном положении так же должно быть равно 1, а во втором примерно 500 – 900 Ом. При проверке при помощи лампы её надо подключить последовательно с выпрямителем с различной полярностью источника питания. При исправности диодов лампа в одном из положений должна гореть, а в другом нет.
Неисправность якоря.
Ещё одной из распространённых неисправностей современного генератора это износ контактных колец якоря. Это связано с их малым диаметром и большими оборотами якоря. На генераторах старого образца кольца имели больший диаметр, а якорь вращался с меньшей скорости и поэтому были меньше подвержены износу, но в них могли отпасть провода обмотки якоря, что так же приводит к неисправности. Для проверки можно подключить контрольную лампу последовательно с источником питания и контактными кольцами, или замерить сопротивление между ними. Лампа при подключении должна гореть, а значение сопротивления порядка 0,5 – 2 Ом. При визуальном осмотре контактные кольца не должны иметь протёртостей.
Все данные рекомендации это лишь не большая часть неисправностей, которые чаще всего встречаются в эксплуатации. Если при проверке не удалось определить неисправность, необходимо обратиться в сервис для полной, профессиональной диагностики и ремонта генератора.