Датчик положения дроссельной заслонки предназначен для информации электронного блок управления двигателем о величине угла открытия дросселя. Располагается датчик на дроссельном узле и механически связан с осью заслонки. Конструкция датчика его характеристики и вид отличается в зависимости от марки автомобиля. В настоящее время применяются два типа контактные и бесконтактные датчики.
Контактные датчики представляют собой переменное сопротивление. В герметичном корпусе располагается пластина из текстолита, керамики или другого изоляционного материала с нанесённой на неё резистивные дорожки с большим удельным сопротивлением. Количество таких дорожек у датчиков различных фирм различное и обычно варьируется от двух до шести. По дорожкам скользят два подвижных контакта , соединённых с поворотной втулкой. Для увеличения мощности в корпусе также располагается постоянное сопротивление соединённое последовательно или параллельно переменному. Основными неисправностями резисторных датчиков являются потеря контакта между подвижными контактами и резистивными дорожками, а так же износ дорожек. Проверить такой датчик достаточно просто, достаточно знать значение сопротивления данного датчика и сверить его с фактическим значением.
Бесконтактные датчики более надёжные чем контактные, так как не имеют трущихся частей, но надёжность датчика в большой степени зависит от качества производства. Принцип работы бесконтактного датчика основан на эффекте Холла. Состоит из корпуса, постоянного магнита в форме эллипса, закрепленного на поворотной втулке датчика, интегрального датчика Холла и печатной платы с микросхемой для обработки сигнала. Принцип действия заключается в изменении силы магнитного потока при повороте втулки датчика с закреплённой на ней постоянным магнитом эллиптической формы при изменении воздушного зазора. Проверить неисправность датчика намного сложней, чем контактного. Проще всего это сделать при помощи диагностического оборудования рассмотрев диаграмму датчика, которая при открытии и закрытии дросселя должна изменяться плавно без резких изменений.
Не зависимо от типа датчик положения дроссельной заслонки и принципа действия, его взаимодействие с электронным блоком управления двигателя происходит одинаково. С контроллера на датчик подаётся пороговое напряжение значением 5В, а с сигнального провода на контроллер приходит пониженное напряжение, соответствующее величине поворота оси дроссельной заслонки. При неисправности датчика на панели приборов загорается лампа «CHECK ENGENE» и контроллер перестаёт учитывать показания датчика при работе. Положение дроссельной заслонки рассчитывается по показаниям других датчиков, например датчика массового расхода воздуха, датчика абсолютного давления во впускном коллекторе, числу оборотов и т. д. Все датчики практически не ремонтно пригодны, поэтому при неисправности они просто заменяются. При замене датчика на большинстве автомобилей регулировка датчик положения дроссельной заслонки не требуется.