Японский аукционный лист: подробная расшифровка на русском языке

Импорт автомобилей из Японии пользуется огромной популярностью среди автолюбителей благодаря высокому качеству, надежности и привлекательной стоимости подержанных машин. Однако одной из ключевых особенностей покупки авто с японского аукциона является наличие так называемого аукционного листа — официального документа, содержащего объективную оценку состояния транспортного средства. Правильная расшифровка японского аукционного листа на русском языке позволяет избежать покупки «проблемного» автомобиля и получить полную картину о его прошлом. В этой статье мы подробно разберем, как читать аукционный лист, какие обозначения в нем используются и на что нужно обращать особое внимание.

Что такое японский аукционный лист?

Аукционный лист — это документ, составляемый независимым экспертом аукционного дома в Японии, который описывает общее состояние автомобиля, его пробег, кузовные дефекты, состояние салона, технические особенности и даже наличие комплекта ключей или оригинальной сервисной книжки. Этот лист служит официальным источником информации для покупателей, оценивающих автомобили дистанционно, без возможности личного осмотра.

Все крупнейшие японские аукционы (USS, TAA, JU, Honda, ARAI, NAA и др.) выдают подобные листы в унифицированном формате. Информация в них представлена на японском языке с использованием специальных символов, сокращений и маркировок, что требует грамотной расшифровки.

Основные элементы аукционного листа

Для правильной интерпретации документа важно понимать структуру и содержание его основных блоков:

Общая информация об автомобиле

Обычно размещена в верхней части листа и включает:

  • Марка и модель автомобиля — указывается название производителя и конкретная модель.
  • Год выпуска — иногда приводится по японскому летоисчислению (например, H19 = 2007 г.).
  • Модификация двигателя и объем — например, 1.5L, 2.0L и т.д.
  • Тип КПП — AT (автомат), MT (механика), CVT (вариатор).
  • Тип кузова — седан, хэтчбек, минивэн, джип и пр.
  • Цвет кузова — может быть указан кодом, соответствующим заводской палитре.
  • Пробег (走行距離) — один из самых важных параметров, указывается в километрах (например, 87,000 км).

Оценка автомобиля (総合評価)

Общий рейтинг состояния машины выставляется по шкале от 0 до 6 или выше, где:

  • S — идеальное состояние, почти новый автомобиль.
  • 6, 5 — отличное состояние, минимальный износ.
  • 4.5 — хорошее состояние, незначительные следы эксплуатации.
  • 4 — рабочее состояние, нормальный износ.
  • 3.5, 3 — заметный износ, возможно, потребуется косметический ремонт.
  • 2 — серьезные повреждения, требует капитального ремонта.
  • 1 или R — восстановленный после аварии, либо сильно модифицированный автомобиль.

Оценка салона (内装評価)

Обычно указывается латинскими буквами:

  • A — отличное состояние.
  • B — хорошее.
  • C — среднее, с потертостями и загрязнениями.
  • D — плохое, имеются повреждения или сильное загрязнение.

История автомобиля

Здесь могут быть указаны:

  • Количество владельцев.
  • Наличие сервисной книжки.
  • Количество ключей.
  • Была ли машина в ДТП (事故車).
  • Заменялись ли кузовные элементы (двери, капот, крылья и пр.).

Расшифровка обозначений на схеме кузова

На аукционном листе также присутствует схематичное изображение автомобиля с отметками дефектов. Вот основные обозначения:

Повреждения и дефекты:

  • A1-A3 — царапина (маленькая/средняя/глубокая).
  • U1-U3 — вмятина (незначительная/средняя/глубокая).
  • W1-W3 — волна на поверхности (деформация металла).
  • P — покраска элемента.
  • XX — элемент требует замены.
  • X — повреждение элемента (не обязательно требует замены).
  • B1-B3 — ржавчина.
  • C1-C3 — коррозия.
  • S1-S3 — вмятина с ржавчиной.
  • E1-E3 — краска потускнела или выцвела.
  • G — трещина.
  • H — отверстие (например, в бампере).
  • Y1-Y3 — трещина на стекле или пластике.

Пример:

Если на схеме указано U2 на переднем крыле и A1 на задней двери, это значит, что переднее крыло имеет среднюю вмятину, а на задней двери есть мелкая царапина.

Дополнительные обозначения и комментарии

В нижней части аукционного листа часто указывается текстовый комментарий инспектора, содержащий:

  • Уточнение по обнаруженным дефектам.
  • Уровень износа шин, тормозных дисков и колодок.
  • Заметки о запахах в салоне, курении.
  • Уровень масла, утечки, состояние аккумулятора и др.

Примеры типичных фраз:

  • エンジン異音 — посторонние звуки в моторе.
  • バッテリー弱い — слабый аккумулятор.
  • 修復歴あり — есть история восстановления после аварии.
  • 下回りサビ — ржавчина на днище.

Подводные камни: на что обратить внимание при анализе

Несоответствие пробега и состояния

Бывает, что пробег указан небольшой (например, 60,000 км), но при этом оценка — 3 или 3.5. Это может свидетельствовать о скрученном одометре или интенсивной эксплуатации.

Рейтинг «R»

Если общий рейтинг «R» — это значит, автомобиль побывал в аварии. Иногда повреждение было минимальным, но проверить дополнительную историю лучше через фотографии и отзывы аукционного дома.

Массовая покраска

Если много элементов отмечены как P, возможно, автомобиль был полностью перекрашен, что может скрывать дефекты.

Комментарий инспектора

Игнорировать его не стоит — даже если визуально автомобиль оценен на 4 или 4.5, текстовая часть может скрывать нюансы: скрип в подвеске, масляные подтеки, запахи в салоне и пр.

Почему аукционный лист лучше любых «отчетов об истории»

  • Объективность — эксперт аукциона не заинтересован в продаже.
  • Детализация — указаны даже мелкие дефекты, не видимые на фото.
  • Невозможность подделки — подлог листа ведет к блокировке на аукционе.

Где и как проверить подлинность аукционного листа

  1. Проверка по номеру кузова или лота — можно найти на сайтах типа aucfree.jp, tradecarview, carvx, jdmexport.
  2. Сравнение с фотографиями — проверяйте, соответствуют ли описания на листе реальным повреждениям.
  3. Обращение к проверенным посредникам — они предоставляют доступ к архиву аукционов и помогают расшифровать документацию.

Заключение

Аукционный лист — незаменимый источник информации при покупке автомобиля из Японии. Его правильная расшифровка позволяет избежать неприятных сюрпризов и подобрать машину, полностью соответствующую заявленным характеристикам. Внимательное отношение к обозначениям, цифрам, рейтингам и примечаниям эксперта помогает с уверенностью выбирать даже недорогие авто с пробегом и быть уверенным в их техническом и визуальном состоянии.

Понимание структуры аукционного листа, его терминов и символов — важный шаг к грамотной покупке надежного японского автомобиля, и теперь, благодаря русской расшифровке, эта задача становится доступной даже для начинающего автолюбителя.