Двигатель Нивы: какие запчасти чаще всего требуют замены?

Автомобили семейства LADA Niva (бывшая ВАЗ-2121 и её модификации) зарекомендовали себя как надежные внедорожники, способные преодолевать сложные трассы и бездорожье. Однако, как и любая техника, они требуют регулярного технического обслуживания и замены изношенных деталей, найти которые вы можете в таких мазинах как www.niva33.ru. Одним из ключевых узлов, требующих особого внимания, является двигатель. В этой статье мы рассмотрим, какие запчасти мотора чаще всего выходят из строя, как определить их неисправность и какие детали лучше выбирать для замены.

Цепь ГРМ и её натяжитель – когда менять?

Одним из уязвимых узлов двигателя Нивы является цепь газораспределительного механизма (ГРМ). В отличие от многих современных автомобилей, в которых используются ременные приводы, в Ниве стоит именно цепь, что делает её долговечнее. Однако и она не вечна.

Признаки износа цепи ГРМ:

  • Характерный металлический шум при запуске и во время работы двигателя.
  • Потеря мощности – при растянутой цепи фазы газораспределения сбиваются.
  • Увеличенный расход топлива из-за неправильного впрыска и зажигания.

Средний ресурс оригинальной цепи ГРМ составляет 80 000 – 100 000 км, но при активной езде по бездорожью и резких нагрузках её может потребоваться заменить раньше.

Что нужно менять вместе с цепью ГРМ?

  • Натяжитель цепи – старый может не справляться с натяжением новой цепи.
  • Башмак натяжителя – пластиковая деталь, подверженная быстрому износу.
  • Звёздочки распредвала и коленвала – если имеют заметный износ.

Совет: для продления срока службы цепи ГРМ стоит регулярно проверять натяжение и не затягивать с заменой масла – загустевшее масло увеличивает нагрузку на механизм.

Масляный насос – «сердце» двигателя

Масляный насос отвечает за смазку всех трущихся деталей двигателя, и его неисправность может привести к серьёзным повреждениям.

Признаки неисправности масляного насоса:

  • Горит лампа давления масла на приборной панели.
  • Шум в двигателе из-за нехватки смазки.
  • Повышенный износ деталей двигателя (распредвал, коренные и шатунные вкладыши).

Масляный насос выходит из строя из-за загрязнения масла, использования неподходящих смазочных материалов или естественного износа. При замене лучше использовать оригинальный или проверенный аналог (Pilenga, Finwhale, Luzar).

Что менять вместе с насосом?

  • Масляный фильтр – лучше выбирать фильтры с обратным клапаном.
  • Прокладку масляного насоса – для герметичности установки.

Совет: замену масляного насоса лучше проводить раз в 120 000 – 150 000 км или при первых признаках неисправности.

Свечи зажигания и катушки – важно для стабильной работы двигателя

Двигатель Нивы может страдать от нестабильной искры, что приводит к троению, потере мощности и затрудненному запуску. Основные виновники – свечи зажигания и катушки.

Когда менять свечи зажигания?

  • Если пробег более 15 000 – 20 000 км.
  • Если появились пропуски зажигания.
  • Если двигатель плохо запускается в холодную погоду.

Для карбюраторных двигателей подходят А17ДВРМ, BP6ES (NGK).
Для инжекторныхBPR6ES, Denso W20EPR-U.

Катушки зажигания тоже могут выходить из строя. Если двигатель троит и не тянет, стоит проверить сопротивление катушек и, при необходимости, заменить их.

Совет: при установке новых свечей зажигания важно правильно выставить зазор и не перетягивать их при установке.

Датчики двигателя – на что обращать внимание?

Современные инжекторные версии Нивы оснащены электронными датчиками, которые могут выходить из строя, вызывая проблемы в работе двигателя.

Наиболее уязвимые датчики:

  • Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) – влияет на динамику разгона.
  • Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) – при неисправности двигатель теряет мощность и увеличивает расход топлива.
  • Датчик кислорода (лямбда-зонд) – если выходит из строя, машина начинает «жрать» бензин.
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости – влияет на запуск двигателя и работу вентилятора.

Совет: при появлении «чек-энджина» стоит сначала проверить состояние этих датчиков перед более серьезным ремонтом.

Радиатор и система охлаждения

Двигатель Нивы не любит перегрева, поэтому исправная система охлаждения – залог его долгой службы.

Когда менять радиатор?

  • Если появились течи или коррозия на сотах.
  • Если машина часто перегревается.
  • Если антифриз стал темного цвета или с осадком.

Что менять вместе с радиатором?

  • Термостат – если закипает или не прогревается двигатель.
  • Помпу (водяной насос) – если появились шумы и течи.
  • Патрубки охлаждения – если стали мягкими или потрескались.

Совет: не стоит экономить на антифризе – используйте качественные охлаждающие жидкости G12 или G11.

Вывод

Двигатель Нивы – достаточно надежный агрегат, но требует регулярного внимания и своевременной замены изнашиваемых деталей. Основные проблемные узлы, требующие замены:

Цепь ГРМ – замена каждые 80 000 – 100 000 км.
Масляный насос – проверять каждые 120 000 км, менять при снижении давления масла.
Свечи зажигания и катушки – менять раз в 15 000 – 20 000 км.
Датчики двигателя – проверять при первых признаках нестабильной работы.
Радиатор и система охлаждения – обслуживать и менять при износе.

При правильном уходе двигатель Нивы способен пройти более 300 000 км без капитального ремонта, если своевременно менять ключевые узлы и использовать качественные запчасти.