Внутренее сопротивление аккумулятора

Внутренее сопротивление аккумулятора это сопротивление, которое оказывается прохождению через аккумулятор зарядному или разрядному току.

R = Ro + Rn
 

Где Ro – омическое сопротивление аккумуляторной батареи
 

Rn – сопротивление поляризации
 

Сопротивление поляризации зависит от ЭДС поляризации, проходящего через аккумулятор тока:
 

Rn = En/Ip
 

Где En – ЭДС поляризации
 

Ip – сила тока разряда

При понижении температуры электролита сопротивление поляризации увеличивается.

 

Омическое сопротивление является суммой сопротивлений электролита, пластин, перемычек и других токоведущих частей и мало зависит от температуры. Влияние температуры связано в основном с изменением сопротивления электролита. Так при температуре от -10 до -40 сопротивление электролита в 2-3 раза больше чем при температуре 25 гр. С. Кроме того удельное сопротивление электролита с увеличением концентрации серной кислоты снижается, но при достижении определённого уровня концентрации начинает снижаться. У 30% раствора серной кислоты, при температуре 20 гр. С, удельное сопротивление 1,33 Ом*см. при увеличении плотности (концентрации) восстанавливаются ионные связи, и уменьшается скорость диссоциации, следовательно, снижается количество свободных ионов. Это приводит к увеличению сопротивления электролита.
Первоначальная концентрация серной кислоты в электролите свинцовых аккумуляторов, несколько больше концентрации при которой сопротивление электролита минимальна и составляет примерно 35 – 42%. Это необходимо для обеспечения запаса серной кислоты, которое требуется для разряда. Кроме того малая концентрация в конце разряда приводит к снижению разрядной ёмкости в следствии роста внутреннего сопротивления и более быстрого падения разрядного напряжения. В то же время излишне высокая концентрация приводит к ускоренной пассивации при хранении залитой батареи, и в процессе разряда.

Сопротивление сепараторов зависит от их толщины, пористости и сопротивления электролита в порах. Кроме того большую роль играет материял из которого они сделаны, особенно в зимний период при разряде стартерным током.
Сопротивление решёток примерно 1,8 – 3 мОм., а сопротивление положительного и отрицательного электрода примерно 92 – 98% и 62 – 70% от сопротивления решёток соответственно. В процессе разряда на электродах откладывается сульфат свинца, что приводит к увеличению сопротивления до величины сопротивления решёток. Сопротивление заряженных аккумуляторов очень мало и составляет от нескольких сотых до нескольких тысячных долей Ом. В процессе разряда сопротивление возрастает многократно, поэтому у разряженной батареи оно значительно больше.