Если двигатель автомобиля часто сравнивают с сердцем человека, то электронный блок управления ДВС – это важнейшая часть его мозгов. Первые ЭБУ Мерседес появились в 1990-х годах и с того времени прошли немалый путь совершенствования, хотя по надёжности лучше они не стали. Это может быть связано с ростом количества элементов в блоке и ростом общей его усложнённости, что как правило, не добавляет надёжности. К тому же, производителям просто невыгодно создавать безотказные системы, так как это неминуемо скажется на продажах.
С ЭБУ двигателя, как и с другими своими блоками управления, компания Мерседес тоже пошла по пути создания различных типов и конфигураций. Они подразделяются на блоки для бензиновых и дизельных двигателей, управляющие разными типами двигателей по расположению, мощности и числу цилиндров.
Одной из важных проблем, которая решалась при создании множества видов блоков являлась борьба с перегревом в ходе эксплуатации, так как внутренние элементы при перегреве начинали выходить из строя, что проявлялось различными симптомами неисправности, такими как «троение» двигателя, сложности с его запуском и потеря мощности мотора.
Другой распространённой проблемой является борьба с климатическим фактором, с воздействием на блок влаги, холода, конденсата, перепадов температуры, вибраций, механических воздействий. На датчиках исполнительных механизмов, жгутах двигателя возникали замыкания, утечки тока, что неразрывно связано с функционированием блока управления.
Также важной проблемой на автомобиле являются жёсткие условия эксплуатации, связанные не только с климатом и температурой, но и питающим напряжением. Постоянные пульсации в сети, «прикуривание» автомобиля, утечки напряжение, перезарядка аккумулятора, большие электромагнитные помехи – всё это нужно как-то свести к минимуму при конструировании блока.
Блоков двигателя существует тысячи различных модификаций, производитель меняет технологию каждые несколько месяцев, добавляя что-то и дорабатывая. Поэтому важно обращаться к мастерам, которые имеют самый большой и продолжительный опыт по работе с такими блоками управления. Электрики в сервисе могут определить лишь внешние причины-симптомы неисправности, так как на автомобиле есть схемы, алгоритмы проверки, а внутрь электроники ни один профессиональный диагност вмешиваться не будет, так как схем и описаний для этого попросту не существует в общем доступе, они есть только у разработчиков и достать их практически невозможно. Даже если это раздобыть, то вариаций дефектов существует огромное множество.
Если вы выбираете вариант ремонта, следует максимально тщательно подойти к процедуре выбора подрядчика-исполнителя, так как сейчас все всё ремонтируют на каждом углу, но только единицы могут добиться надежности и точной технологии ремонта.
Если вы выбираете вариант замены, вы можете купить новый, либо б/у блок управления. Этот вариант экономически менее целесообразен, хотя кажется простым, но на самом деле имеет множество «подводных камней». В итоге получается намного дороже и дольше варианта ремонта. Связано это со следующими особенностями – любой блок управления, новый или б/у, требуется привязывать к авто, так как на современных машинах в блоках двигателя содержится следующая информация: ВИН-номер автомобиля, противоугонные данные, все кодировки и адаптации механики ДВС. То есть, без привязки и программирования блока никак не обойтись. А это чаще всего просто невозможно выполнить в условиях сервиса, всё равно придётся обращаться к мастерам-электронщикам. Выбирая покупку нового блока, вы переплачиваете во много раз, по сравнению с ремонтом. При этом стоимость решения данной проблемы будет в десятки раз больше, нежели при варианте ремонта.
Выбирая б/у блок, сложно подобрать замену, так как номера и взаимозаменяемость не всегда очевидны. Очень сложно найти рабочий блок управления, так как если «родной» ЭБУ вышел из строя, нет гарантии, что блок б/у на замену не окажется в таком же состоянии. Приобретая б/у блок, вы покупаете «кота в мешке», так как разборщики и магазины не представляют, в каком состоянии они продают электронику – она вроде бы рабочая, но вроде бы и не очень. Всё проверится только при установке на автомобиль. Если продавец неблагонадёжный и блок кажется неисправным, вам очень сложно будет вернуть его назад, потому что сложно разобраться, то ли блок был неисправным, то ли сгорел на вашей машине.
Также существует сложность определения дефекта. Не всегда электрики в сервисе могут однозначно сказать, что проблема именно в электронном блоке управления, может быть, что проблема и не в нём. Чаще только после замены можно понять, ушёл дефект или нет. Это связано со сложностью системы и отсутствием компетенций у мастеров. Даже на профессиональных форумах, в закрытых разделах, большинство участников – дилетанты, которые узнают у коллег, что можно сделать в том или ином случае и пытаются «методом тыка» починить автомобиль. В дилерских центрах по большей части происходит то же самое – не всегда удаётся точно установить неисправность, проще поменять блок, а потом понять – ушла проблема или нет.
Выбирая ремонт в профессиональной мастерской, вы имеете шанс подтвердить дефект электрика, проверить блок на специализированном стенде и понять, точно ли дело в блоке управления. Для этого мастера-электронщики должны обладать колоссальным опытом и дорогостоящим оборудованием, которое не окупается в условиях сервиса. Нужна специализированная лаборатория, одна из которых – специализированная автолаборатория электроники Benser.ru, которая занимает высшие места в рейтинге сайта automaster.com. У мастеров компании опыт более 20 лет, они не имеют привычки пропадать без вести, работают на дорогостоящем стендовом оборудовании. Профессионализм специалистов данной лаборатории подтверждают и многочисленные положительные отзывы клиентов.