Диагностика «Январь»

В системе микропроцессорного управления двигателем предусмотрена функция самодиагностики. При включении зажигания и при работе двигателя контроллер контролирует состояние датчиков и исполнительных систем двигателя. При обнаружении неисправности сразу загорается лампа “CHECK ENGINE” , а при наличие неисправности более 10 секунд код неисправности заносится в оперативную память компьютера и остаётся там до удаления или снятия клемм с аккумулятора.Если неисправность пропадает лампа “CHECK ENGINE” тухнет, но код неисправности остаётся в памяти компьютера. При неоднократном загорании лампы “CHECK ENGINE” необходимо проверить код неисправности для устранения неполадки.

Для этого на автомобилях ВАЗ с контроллером “Январь-4” предусмотрена возможность самодиагностики, позволяющая считать коды неисправности без дополнительного диагностического оборудования. Диагностика «Январь» заключается в считывание кодов при помощи лампы  “CHECK ENGINE”, которая по средствам мигания с разной частотой и продолжительностью выдаёт коды. Зная код неисправности обнаруженной ЭБУ достаточно проверить исправность датчика и соединительных проводов. Для диагностики “Январь — 4” в режим самодиагностики необходимо соединить вывод “B” диагностической колодки с массой или выводом «A» на той же колодке. После выполнения соединения включите зажигание. Если все действия были произведены правильно, то лампа  “CHECK ENGINE” начнёт мигать с разной продолжительностью. Продолжительность паузы между вспышками 1-2 секунды отделяет десятки кода от единиц, а продолжительность между вспышками 2-3 секунды отделяют коды друг от друга. Так после выполнения подключения и включении зажигания, лампа начнёт мигать следующим образом: вспышка, пауза 1-2 секунды, две вспышки подряд с паузой менее секунды, пауза 2-3 секунды. Это соответствует коду 12, который говорит о том, что контроллер перешёл в режим самодиагностики. Этот код выводится три раза подряд, то есть вспышка, пауза 1-2 секунды, две вспышки подряд с паузой менее секунды, пауза 2-3 секунды, повторяется три раза. После вывода этого кода производится вывод кодов неисправностей сохранённых в оперативной памяти компьютера. Так на пример шесть вспышек подряд с паузой менее секунды, пауза 1-2 секунды, вспышка, пауза 2-3 секунды соответствует коду неисправности 61, который говорит о нарушении связи с имобилайзером. Каждый код неисправности, хранящийся в оперативной памяти высвечивается по три раза. После выдачи всех кодов высвечивается код 12. Если после начала диагностики код 12 высвечивается более трёх раз, то кодов неисправности в оперативной памяти не записано. Когда код 12 не высвечивается, неисправна система диагностики. После окончания диагностики, необходимо выключить зажигание и по истечении не менее 10 секунд удалить соединение клеммы “B” с массой. Для удаления кодов ошибок из оперативной памяти необходимо снять клемму с аккумулятора не менее чем на 10 секунд. После считывания кодов неисправностей и определения неисправного датчика или исполнительного устройства, я бы порекомендовал не спешить его менять, а для начала осмотреть соединительные провода и штекер, сбросить оперативную память снятием клеммы с аккумулятора. Если неисправности проводов и разъёма не обнаружена, продолжить эксплуатацию автомобиля и только после повторного появления кодов неисправности заменить датчик. Так же для поиска неисправностей заводом изготовителем разработаны диагностические карты, помогающие в определение неисправностей. Ниже представлены коды неисправности для диагностики «Январь — 4»

Код Неисправность
12 Неисправность диагностической цепи контрольной лампы
14 Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости
15 Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости
16 Повышенное напряжение бортовой сети
17 Пониженное напряжение бортовой сети
19 Неверный сигнал датчика положения коленчатого вала
21 Завышенное напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки
22 Недостаточное напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки
24 Отсутствует сигнал от датчика скорости автомобиля
27 Высокий уровень сигнала СО-потенциометра
28 Низкий уровень сигнала СО-потенциометра
33 Неверный сигнал датчика массового расхода воздуха — высокая частота сигнала на выходе датчика
34 Неверный сигнал датчика массового расхода воздуха — низкая частота сигнала на выходе датчика
35 Отклонение оборотов холостого хода
43 Неверный сигнал датчика детонации
51 Ошибка программируемого постоянно запоминающего устройства (ППЗУ)
52 Ошибка контроллера (ОЗУ)
53 Ошибка электрически программируемого запоминающего устройства (ЭПЗУ)
61 Ошибка связи с иммобилайзером