Датчик кислорода (ДК) находится в выпускном коллекторе перед катализатором и через чувствительный элемент его проходит поток отработавших газов. ДК вырабатывает переменное напряжение в диапазоне 10 -1000 мВ. Напряжение зависит от присутствия или отсутствия свободного кислорода в выхлопных газах и температуры элемента датчика находится в не прогретом состоянии, сигнал с датчика отсутствует, так как в это время его внутреннее сопротивление очень высокое, порядка нескольких МОм.
Датчик кислорода принцип работы
Когда датчик прогревается сопротивление падает и тогда он способен генерировать сигнал. Наиболее наилучшее снижение токсичности выхлопных газов достигается при отношении воздуха и бензина в смеси 14,6 — 14,7 : 1. Это отношение является стехиометрическим. При этом составе катализатор наиболее эффективно снижает количество вредных выбросов.
Для обеспечения полного сгорания топлива с минимальным количеством вредных веществ в отработавших газах и наибольшей эффективности работы нейтрализатора, применяется регулирование подачи топлива по замкнутому контуру с обратной связью по наличию свободного кислорода в выхлопных газах. Контроллер регулирует длительность открытия клапана форсунки в зависимости от оборотов двигателя, температура охлаждающей жидкости, воздуха, показаний датчик концентрации кислорода и т. д. Для расчетов длительности впрыска используется информация датчика кислорода, о наличии кислорода в отработавших газах.
Для нормальной работы ДК должен быть нагрет до температуры не ниже 360 °С. Для скорейшего нагрева после запуска двигателя датчик снабжен внутренним электроподогревающим элементом. Во время работы контроллер включением и выключением подогревателя обеспечивает рабочую температуру датчика. При температуре датчика больше 360 °С, в момент перехода через точку стехиометрии, выходной сигнал датчика переключается между низким уровнем (100 — 200 мВ) и высоким (700 — 800 мВ). Низкий уровень сигнала соответствует бедной смеси (наличие кислорода), высокий — богатой (кислород отсутствует).
Работу датчика постоянно контролирует блок управления двигателем. Если будет обнаружено неисправность датчика или соединительных проводов, то на панели приборов загорит лампа неисправности. При этом приготовлении смеси будет производиться по открытому циклу, как до прогрева датчика.