Эксплуатация АКПП

Ни кто не будет спорить, что автоматическая коробка передач очень удобна в эксплуатации, особенно в больших городах в условиях пробок. Но как любой сложный агрегат должен эксплуатироваться с соблюдением некоторых правил. Не соблюдение этих правил может привести к ремонту АКПП, который зачастую очень дорогостоящий.
Первым основным правилом в эксплуатация АКПП это контроль за уровнем масла. Так же необходимо своевременно менять масло и масленый фильтр. Рекомендованный пробег периодичности смены масла составляет 50 – 60 тыс. км., но если эксплуатация автомобиля происходит в сложных условиях, то пробег лучше сократить до 30 – 40 тыс. км. Достаточный уровень и хорошее качество масла очень важно для АКПП. Недостаточный уровень может привести к пробуксовыванию из-за низкого давления и перегреву масла и коробки. Одним из первых признаков недостаточного давления из-за низкого уровня масла является характерный гул гидротрансформатора, который работает с пробуксовкой. Некачественное масло может вспениваться при работе, что так же может привести к ремонту АКПП. Жидкость должна быть прозрачной, с несколько оригинальным запахом и иметь, как правило, красный цвет. Если, вынув масляный щуп, обнаруживаем, что жидкость помутнела или потемнела, а также пахнет жженым или горелым, то масло немедленно следует заменить вместе с фильтром. При нагреве масло сильно расширяется, поэтому масляный щуп может иметь несколько меток минимального и максимального уровня для холодного и горячего масла.
Ещё одним, не маловажным, правилом в эксплуатации является содержание в чистоте радиатора охлаждения масла. Перегрев коробки это основная причина, приводящая к неисправности АКПП. Особенно это актуально летом и при эксплуатации в тяжёлых дородных условиях.
С другой стороны при эксплуатации автомобиля в зимний период нельзя допускать работу АКПП с непрогретым маслом. Для прогрева достаточно при холостых оборотах двигателя и нажатой педали тормоза переключить селектор АКПП во все положения и дать некоторое время коробке поработать в этих режимах.
Вышеизложенные правила относятся в основном к обслуживанию АКПП. К правилам эксплуатации относится не допущение долгого буксования автомобиля и работы трансмиссии с большой нагрузкой, которая может вызвать перегрев коробки. Так же не рекомендуется буксировать автомобиль с АКПП. При неисправности автомобиля для его транспортировки в автосервис необходимо воспользоваться услугами эвакуатора. В том случае, когда эвакуатор не доступен, по какой либо причине, то можно буксировать автомобиль со скоростью не больше 40 — 45км/час не больше 20 км. Если расстояние до сервиса больше, то необходимо, что бы автомобиль постоял для остывания масла и АКПП.
Нельзя заводить автомобиль с АКПП с толкача при севшем аккумуляторе. Теоретически это возможно разогнав автомобиль в положении “N” до скорости примерно 50 км/час и включив «драйв». Но с этим лучше не злоупотреблять.
Соблюдение данных правил позволит надолго продлить срок службы АКПП. Но что делать если поломка всё таки случилась? Ремонтировать своими силами или отдать в сервис. Если отдавать в сервис то, какому доверить? Сертифицированному или недорогому, работающему в соседнем гараже?
АКПП очень сложная конструкция для ремонта, которой, необходимо соответствующее оборудование, которое не доступно в личном пользовании и вряд ли есть в небольших сервисах. Кроме того для ремонта лучше использовать оригинальные запчасти, которые невозможно найти на рынке и доставляемые только дилерам по заявке на конкретную модель. Использование не оригинальных прокладок и запчастей резко сокращают срок службы коробки.