Диагностика автомобиля

Диагностика автомобиля

Диагностика автомобиля, что это такое по сути и роль компьютера при этом.

Данная статья навеяна записями в комментариях и жалобами клиентов приехавших из других сервисов. Суть жалоб примерно одна «машина плохо работает, или вообще не заводится, но диагностика автомобиля ни чего не показывает«. И иногда трудно объяснить абсурдность этого утверждения. И если кругом только автосервисы,  в которых «диагностика ни чего не показывает», то стоит заняться диагностикой автомобиля самостоятельно.

Для начала стоит разобраться, что такое диагностика автомобиля и компьютерная диагностика автомобиля и в чём отличие. Диагностика – поиск неисправности при помощи анализа показаний различных приборов при различных методах измерений. Компьютерная диагностика имеет такое же определение, но с применением кроме того компьютерных систем. В любом случае ключевое слово, анализ, и его проводит не прибор или компьютер, а человек, диагност.

Какое оборудование необходимо для диагностики?

Диагностика автомобиля в настоящее время не обходится без применения диагностического оборудования. Самое важное, скажете Вы, это компьютер, который диагностирует двигатель. Но я с Вами не совсем соглашусь. Компьютер, конечно, очень сильно облегчает работу, но он не диагностирует двигатель или любой другой агрегат, он лишь переводит информацию, хранящуюся в памяти ЭБУ или получаемую ЭБУ от датчиков. Диагност, на основании этих данных, может сделать какие то выводы. В качестве диагностического компьютера можно использовать старый маломощный персональный компьютер, который Вы хотите выбросить, или ноутбук, нетбук, планшет на Windows.  Можно использовать так же планшет на Android или смартфон, но программы для них менее функциональны, хотя для чтения ошибок вполне могут подойти.

Для связи с ЭБУ автомобиля используется K-L- адаптер или приставка, которые в большом ассортименте продаются в интернет магазинах.  Они отличаются совместимостью протоколов и способом подключения к компьютеру. Самые распространённые, совместимые почти со всеми протоколами это адаптер производимый фирмой «Кит» (но последнее время качество их продукции практически ни какое), и выпускаемый питерской фирмой «Орион».

Подключение обоих адаптеров к компьютеру осуществляется по средствам USB порта, что идеально подходит к ноутбукам и планшетам, где нет ком порта. Стоимость этих адаптеров от 1000 до 2000 руб. кроме подключения компьютера для диагностики необходим мультиметр, стоимость примерно 400 руб., контрольная лампа, цена, а пределах 100 руб. (можно сделать самому), и манометр для замера давления в топливной системе. Манометр можно купить, но предлагаемые образцы все имеют те или иные недостатки. Дешевле и удобнее собрать так же самому.

Как выполняется диагностика двигателя.

Порядок выполнения диагностики.

 Как писалось ранее диагностика автомобиля это анализ состояния агрегата по показаниям приборов и внешнему виду. Что бы проанализировать работу агрегата, необходимо чётко представлять проходящие при его работе процессы. Так же необходимо придерживаться определённого порядка, не зависимо от того, диагностируете свою машину или машину друга. Каким должен быть порядок:

  • Постараться как можно точнее описать работу двигателя и характер неисправности:

— двигатель не запускается

— двигатель запускается плохо

— двигатель работает не ровно (троит)

— потеря мощности и т.д.

2)  осмотреть состояние двигателя и жгутов проводов под капотом и в салон по мере возможности:

— жгуты проводов должны быть уложены на предусмотренные заводом изготовителем места

— не должны иметь видимых повреждений изоляции (потёртостей, оплавлении и т. д.)

— подключение к датчикам и минусовых проводов к корпусу должно быть надёжно

3) подключить диагностический компьютер к разъёму ЭБУ

— проверить наличие кодов неисправностей в памяти ЭБУ

— проанализировать их влияние на работу двигателя.

Анализ сохранённых ошибок.

При анализе сохранённых ошибок необходимо учитывать возможность появления их при небольших сбоях в работе или не правильном управлении. Особое внимание стоит обратить на ошибки появляющиеся неоднократно и особенно на действующие. Наличие в памяти ЭБУ записи о неисправности тог или иного датчика, не говорит о его однозначной неисправности. Причина неисправности может быть как в соединительных проводах и разъёмах, так и в самом ЭБУ. Перед заменой датчика необходимо при помощи мультиметра проверить по возможности сам датчик и его цепь.  Как это сделать подробно описывалось на сайте ранее.

Кроме самого датчика и соединительных проводов, в некоторых случаях, следует проверить и механическую часть двигателя, с которой этот датчик взаимодействует. Например при наличии ошибки неисправность датчика синхронизации (датчика фаз), надо проверить соответствие меток ГРМ, а так же  крепление и соответствие положения задаточного диска коленвала. Наличие в памяти такой неисправности как пропуски зажигания может говорить не только о неисправности модуля, высоковольтного провода, свечи, но и о подгорании клапанов и отсутствии тепловых зазоров между клапаном и распредвалом, неисправности форсунки, если засорился распылитель.

Почему надо знать устройство двигателя и чётко представлять его работу?

Рассмотрим данный вопрос на примере. Имеем не ровно работающий двигатель имеющий потерю мощности и повышенный расход бензина. По сути, все эти причины вытекают одна из другой. Раз двигатель не ровно работает (троит), то делаем вывод,  что не работает или работает не на полную мощность один или два цилиндра. Нам необходимо выяснить причину данной неисправности. Согласно вышеизложенного плана, неисправность мы описали, приступаем к визуальному осмотру двигателя, состоянию жгутов. Особое внимание стоит обратить на провода, идущие к форсункам.

Выкручиваем и осматриваем свечи зажигания. Нагар на них может много рассказать о двигателе, но только если свечи применяются соответствующей двигателю марки. Подробно про диагностику автомобиля по вечам зажигания можно прочитать в статье «Проверка свечей зажигания».

Наличие ошибки пропуски зажигания в одном из цилиндров может говорить о неисправности форсунки в этом цилиндре (форсунка забита или льёт), свеча в этом цилиндре будет светлая в первом случае или махрово чёрная, возможно сырая во втором. Если свеча имеет светлый нагар и в то же время сырая, это может быть из-за малой компрессии в связи с прогоранием или не правильной регулировкой клапана, прогара поршня или прокладки и т. д. В этом случае необходимо проверить компрессию. Если пропуски зажигания в 1-4 или 2-3 цилиндре, то причина может быть в модуле зажигания, одном из высоковольтных проводов пары или свече. Если пропуски в соседних цилиндрах (1-2, 2-3 и т. д.) то причина может быть в прогоревшей прокладке между цилиндрами под головкой блока или впускным коллектором.

Вывод.

На основании выше изложенного делаем вывод. Заключение о наличие неисправности, неисправного датчика или детали, при диагностике двигателя, необходимо делать по показаниям не менее двух приборов. Менять датчики следует только после полной проверки его цепи и других факторов, влияющих на его работу. Если Вы делаете диагностику в сервисе, и диагност делает выводы с умным лицом только по показаниям компьютера, то стоит сменить сервис. Если Вы знакомы с устройством и работой двигателя, то сделать диагностику самостоятельно не составит труда.