vysok-dvornik2

В этой статье рассматривается особенности системы очистителя лобового стекла Приоры. Стеклоочиститель Приоры принципиально такой же, как и на других автомобилях ВАЗ. Он состоит из привода, трапеции и стеклоочистителей. Привод представляет собой моторедуктор позаимствованный от предыдущей модели ВАЗ -2110.

Основным отличием  стеклоочиститель Приоры является применение в электрической схеме программируемого блока управления стеклоочистителем, а так же в зависимости от комплектации датчика дождя. Рассмотрим схему подключения стеклоочистителей. Питание стеклоочистителей осуществляется через предохранитель F20, который запитывается после включения реле разгрузки замка зажигания. Управление стеклоочистителем осуществляется  под рулевым  переключателем,  имеющим восемь положений. Четыре положения для управления очистителем лобового стекла, одно положение для включения омывателя ветрового стекла, два положения для управления задним стеклоочистителем и омывателем, одно положение соответствует отключенному положению стеклоочистителя. Управление и подключение заднего стеклоочистителя и омывателя осуществляется по классической схеме.

Остановимся подробнее на схеме подключения стеклоочиститель Приоры. При первом взгляде мы видим отсутствие реле стеклоочистителя и омывателя, характерное для предшествующих моделей ВАЗа. На его месте появилось два универсальных пяти контактных реле, осуществляющие работу в прерывистом режиме и возвращение дворников стеклоочистителя в исходное положение после отключения,  и программируемого блока автоматического управления стеклоочистителем и освещением, который осуществляет управление этими реле.

Рассмотрим процесс при первом, не фиксируемом, положении переключателя стеклоочиститель Приоры.  При этом подаётся питание с вывода 53а на вывод I и получает питание вывод  9 блока управления и катушка реле К6. При этом блок управления получает сигнал о включении  стеклоочистителя и через свою схему соединяет катушки реле К6 и К12 с минусом, что приводит к замыканию контактов обоих реле. В результате этого получает питание обмотка возбуждения высокой скорости привода и его якорь начинает вращение, что приводит к переключению контактов в его редукторе и появлении на белом проводе плюса  в место минуса. Этот провод соединяет редуктор с блоком управления для контроля положения редуктора и соответственно щёток стеклоочистителя. После отпускания переключателя происходит его возврат в нулевое положение, что приводит к потере сигнала на выводе 9 блока управления и потере питания реле К6. При  этом произойдёт снятие питания с обмотки возбуждения большой скорости  электродвигателя и подача питания, через контакты переключателя, на обмотку низкой скорости. Питание привода стеклоочистителя буде продолжаться до тех пор, пока на выводе 1 блока управления не сменится полярность, что будет соответствовать крайнему положению щёток стеклоочистителя. В этом случае произойдёт отключение реле К12 , что приведёт к отключению питания от питающего провода реле К6 и соединение его с минусом. Это приведёт к остановке электромотора привода и стеклоочистителей.

Работа стеклоочиститель Приоры во втором положении, прерывистая работа, такая же, как и при разовом включении. Блок управления кратковременно включает реле К6, причём периодичность его включения можно запрограммировать. Для этого необходимо кратковременно перевести переключатель в первое положение, до включения стеклоочистителей, а за тем после его остановки  через  некоторое время во второе положение. Время между остановкой стеклоочистителя и включением второго положения будет соответствовать времени задержки при работе в прерывистом режиме. Это время будет сохраняться при последующих включениях. Для смены периодичности необходимо повторить манипуляции по установке описанные выше.

При постоянной работе стеклоочиститель Приоры на большой и малой скорости питание на электродвигатель подаётся непосредственно через переключатель. Возврат дворников стеклоочистителей в исходное положение осуществляется, так же как и при первом (втором) положении.

Часто возникает вопрос, зачем нужно соединение обмоток возбуждения стеклоочистителя с минусом при выключении? Дело в том, что при отключении питания в электродвигателе остаётся остаточное магнитное поле вызванное токами самоиндукции, что приводит к небольшому продолжению ращения якоря стеклоочистителя. При этом могут вновь замкнуться его контакты, а это приведёт к повторной подаче питания на обмотки  и продолжению вращения якоря. Следовательно, стеклоочиститель не будет останавливаться. При закорачивании обмоток возбуждения на массу токи самоиндукции не образуются, и электродвигатель останавливается сразу после отключения.

Ниже приведена схема стеклоочиститель Приора

 

стеклоочиститель приора

 


Система Orphus
«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CТRL+ENTER»
avtolektron.ru 06/11/2013
"Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях"