Бендикс стартера ВАЗ

бендикс стартера

Для чего нужен бендикс стартера?

Для предотвращения работы электродвигателя стартера вместе с двигателем автомобиля, число оборотов которого намного выше, что может привести к порче стартера, используется шестерня привода стартера с обгонной муфтой (бендикс стартера). Благодаря муфте шестерня привода проворачивается совместно с валом якоря стартера только в оду сторону, в другую сторону шестерня вращается свободно независимо от якоря.Такой привод стартера называют бендиксом. Конструкция бендикса стартера ВАЗ похожа на бендиксы других стартеров.
Муфты бендикса стартера ВАЗ роликового типа. Принцип её работы основан на принципе клина. При включении стартера и входе в зацепление шестерни бендикся с венцом маховика, вращение вала якоря стартера передаётся наружной обойме обгонной муфты. Наружная обойма начинает вращаться относительно внутренней обоймы, выполненной совместно с шестернёй бендикса. Внутренняя обойма бендикса стартера ВАЗ неподвижна, так как шестерня находится в зацеплении с маховиком неработающего двигателя.
Ролики под действием силы трения перемещаются в узкую часть клиновидного пространства, расклинивая обоймы между собой. Таким образом, вращательный момент передаётся с вала якоря стартера на маховик двигателя.

Когда двигатель заведется, и частота вращения двигателя будет выше частоты вращения якоря, вращательный момент будет передаваться в обратном порядке, то есть от маховика к якорю. В этот момент скорость вращения шестерни меняется, она начинает вращаться значительно быстрее вместе с внутренней обоймой. Ролики под действием силы трения и возвратных пружин перемещаются в широкую часть клиновидного пространства, освобождая обоймы. Таким образом, вращательный момент от маховика на якорь стартера не передаётся.

Для выхода бендикса из зацепления с венцом маховика служит возвратная пружина втягивающего реле и наклонные шлицы, выполненные на валу якоря стартера, по которым ходит ступица бендикса направленные навстречу вращению двигателя.
Неисправность бендикса выражается в холостом прокручивании якоря стартера при включении стартера. К этому чаще всего приводит износ и замасливание расклинивающих роликов, реже проворачивание шлицов вала якоря по которым перемещается бендикс.