Напряжение аккумулятора

Напряжение аккумулятораНапряжение аккумулятора это ЭДС аккумулятора с учётом его снижения во внутренней цепи при прохождении тока заряда или разряда. Таким образом, при заряде аккумулятора напряжение на клеммах выше ЭДС, а при разряде меньше.

Это можно выразить формулами

 

Up=E-En-Ip*ro
Uз=E+En+Iз*ro
Где Up – Напряжение аккумулятора при разряде (В)
Uз – Напряжение аккумулятора при заряде (В)
En – ЭДС поляризации (В)
Ip – сила разрядного тока (А)
Iз – сила зарядного тока (А)
ro – сопротивление аккумулятора (Ом)
ЭДС поляризации зависит от разности концентрации электролита в порах и межэлектродном пространстве, что напрямую связанно с изменением электродных потенциалов при прохождении тока в ту или иную сторону.

Напряжение аккумулятора при включении нагрузки

При подключении потребителей к аккумулятору на его клеммах наблюдается резкий спад напряжения на величину равную падению напряжения на омическом сопротивлении. Затем падение напряжения становится значительно меньшим и зависит от снижения плотности электролита в порах и межэлектродном пространстве. Это падение на прямую зависит от ёмкости батареи.

При глубоком разряде аккумулятора происходит значительное снижение плотности и как следствие ЭДС. Содержание активных веществ в электролите снижается до минимума и в тоже время резко повышается содержание сернокислого свинца, который закупоривает поры, препятствуя попаданию электролита и как следствие резкое повышение внутреннего сопротивления и снижение напряжения на клеммах аккумулятора. При этом разряд аккумулятора практически прекращается, хотя активные вещества израсходованы не полностью, напряжение становится не устойчивым. Такой разряд может привести к порче аккумуляторной батареи.

Напряжение аккумулятора без нагрузки.

После отключения потребителей от батареи на её клеммах наблюдается повышение напряжения до величины равной ЭДС электролита в порах активного вещества электродов. За счёт диффузии это повышение будет продолжаться до момента выравнивания плотности электролита в полости аккумулятора и порах пластин. Это явление необходимо учитывать при включении стартера. После отключения стартера при пуске двигателя, если двигатель не запустился, необходимо выждать 1 – 2 минуты до следующего включения. Надо учитывать так же, что чем больше ток потребления, тем быстрее снижается напряжение аккумулятора на клеммах аккумулятора, так как повышается сопротивление. Так же не допускается снижение напряжения на одном аккумуляторе ниже 1,75В, при двадцати часовом режиме разряда. При стартерном режиме ниже 1,5В при температуре 25 гр.С и ниже 1В при температуре 18 гр.С.
Скорость диффузии при снижении температуры снижается в связи с увеличением вязкости электролита, поэтому при пуске двигателя снижение напряжения при включении потребителей происходит значительно быстрее, чем при высоких температурах.