Эксплуатация аккумулятора

Как эксплуатировать аккумуляторную батарею, что бы она долго прослужила.

Иногда при эксплуатации автомобиля возникают проблемы с его запуском. Частая причина это неисправность аккумуляторной батареи, и зачастую почти новой. Средний срок службы аккумулятора примерно 3 года, но из-за неправильной эксплуатации. Какая должна быть правильная эксплуатация аккумулятора, чтобы она прослужила как можно дольше? Что сделать, что бы она не подвела в ответственный момент? Попробуем разобраться здесь.

Есть некоторые заблуждения по поводу эксплуатация аккумулятора и самое распространённое это заряд аккумулятора от генератора автомобиля после его глубокой разрядки. Давайте разберёмся по существу. Если генератор работает идеально, то есть при холостых оборотах двигателя и включенных потребителях напряжение составляет 14,5В, то аккумуляторная батарея получает заряд током примерно 5-7А. время заряда при этом токе должно составить не менее 10 часов. Но в процессе эксплуатации такое, скорее всего не происходит.

Из-за чего аккумуляторная батарея выходит из строя.

Возможно, Вы заметили, что после работы двигателя около часа, стартер заводит двигатель, но это не говорит о том, что аккумулятор зарядился, он лишь набрал небольшую часть заряда, достаточную для работы стартера. Если аккумуляторная батарея будет эксплуатироваться в таком состоянии длительное время, то могут начаться необратимые процессы в виде образования плёнки сульфата свинца на пластинах, так называемая сульфатация. Что бы этого не допустить необходимо, контролировать степень заряда аккумулятора. При разряде на 50% в летнее время и 25% в зимнее, батарея должна быть снята с автомобиля и заряжена на стационарной зарядной установке.

Существует ещё одно заблуждение. Если аккумулятор заряжался от зарядного устройства, то он заряжен. Сильно за сульфатированный аккумулятор или имеющий короткозамкнутые пластины аккумулятор не заряжается.

Как долго заряжать аккумулятор.

Время полного заряда аккумулятора зависит от степени разряженности, способа зарядки, типа зарядного устройства и зарядного тока. Полный заряд аккумуляторной батареи определяется по плотности электролита. Батарея считается заряженной, если плотность не повысилась в течение часа заряда.

Почему садится аккумулятор в эксплуатации?

При эксплуатации автомобиля иногда возникает проблема разряда аккумулятора при отстое автомобиля длительное время. При этом многие считают виной утечку тока на потребители автомобиля или неисправность электропроводки. За всю мою практику неисправность проводки в этом случае не было ни разу. Во всех случаях проблема выявлялась в самой батарее, то есть имел место саморазряд. Причиной саморазряда может быть загрязнение корпуса аккумулятора парами кислоты из электролита, а также загрязнение электролита активной массой при разрушении пластин. Для определения загрязнения корпуса достаточно проверить ЭДС на корпусе. Для этого разместите щупы вольтметра или мультиметра, в режиме вольтметра, на корпусе батареи вблизи контактных клемм. Если корпус аккумулятора загрязнён он будет обладать токопроводностью, при этом вольтметр покажет некоторое ЭДС, величина которого при сильном загрязнении может быть равна напряжению на клеммах. Устраняется это путём очистки корпуса 10% раствором соды или нашатырного спирта. После обработки раствор смывать не нужно.

Загрязнение электролита можно увидеть при замере плотности. При большом загрязнении аккумулятор лучше сменить. Смена электролита и его промывка помогает максимум в 50% случаях, но процесс довольно трудоёмкий. Если батарее больше 2-х лет практически восстановить её не получается.

Как корректировать плотность электролита.

Не редко можно услышать или прочитать в интернете совет, что для поднятия плотности электролита необходимо добавить в него немного кислоты. Этого ни в коем случае делать нельзя. Надо учитывать, что плотность меряется только на полностью заряженном аккумуляторе. Если при заряде батареи кипит одна банка, но плотность в ней не поднимается, то в ней есть короткозамкнутые пластины и такой аккумулятор подлежит замене. Повышать же плотность электролита, скажем при подготовке к зиме, необходимо добавлением электролита плотностью 1,40, но при этом не стоит повышать на много. Чем выше плотность, тем меньше срок службы аккумулятора. Вообще изменять плотность рекомендуется только в тех районах, где температура зимой постоянно ниже 30 гр. если такая температура не держится долгое время, то плотность можно не менять.

Хранение аккумуляторной батареи.

Ещё одно самое распространённое заблуждение при эксплуатация аккумулятора: если на машине не ездить, то аккумулятор не портится. Это в корне не правильно. Срок хранения сухозаряженного аккумулятора, при соблюдении правил хранения, составляет три года. Но последнее время в продаже преобладают аккумуляторы уже залитые электролитом, а срок хранения таких батарей не более года. По этому, при покупке аккумуляторной батареи обращайте в первую очередь на дату производства. Химические процессы начинаются сразу после заливки электролита и не зависят от того установлена батарея на автомобиль или находится на складе магазина.

Если Вы не эксплуатируете автомобиль зимой, то аккумулятор следует зарядить и поставить в холодное место. При понижении температуры процессы в аккумуляторе замедляются, что несколько продлевает её срок службы.

Итог! Для долгой работы аккумуляторной батареи покупать стоит только произведённые в течение прошлого квартала, не допускать глубокого разряда, содержать батарею в чистоте и полностью заряженной и производить периодические обслуживания у специалистов.
Если эксплуатация аккумулятора производится не правильно, то срок эксплуатации батареи может сократиться до года, а в некоторых случаях ещё меньше.